|
|
Осень уже давно вступила в свои права, в школе
чародейства и волшебства учебный семестр был в
самом разгаре, и в расписании учеников старших
курсов вновь появился предмет Древнеславянская
мифология.
Постепенно ученики собирались в кабинете,
рассаживаясь по своим местам. Они заинтересованно
оглядывались по сторонам, замечая произошедшие
изменения в кабинете. Со стен была убрана паутина,
исчезло запустение, в книжных шкафах, которые
стояли в глубине класса, пропала пыль и книги
были заботливо расставлены по названию.
Когда последний ученик вошел в кабинет и закрыл
за собой дверь, в классе появилась профессор Леля.
Окинув учеников внимательным взглядом, она улыбнулась
и поприветствовала их.
- Здравствуйте! Я рада видеть вас на своем уроке.
Со многими из вас я еще не знакома, поэтому для
начала представлюсь. Зовут меня профессор Леля.
Преподаю я Славянскую мифологию. И для начала
несколько общих слов, прежде чем мы приступим
к самой лекции.
Мои лекции не претендуют на истину в последней
инстанции :), поэтому давайте сразу договоримся,
что это всего лишь одна из точек зрения.
В литературе вы можете встретить совершенно
иную информацию. И не надо этого пугаться.
Все это связано с тем, что до нас дошло очень
мало подлинных источников, на которые мы
могли бы опереться при изучении
славянской мифологии.
Также я хотела бы упомянуть следующее:
на своих лекциях я приветствую три вещи:
1) личное мнение (аргументированное),
даже если оно в корне отличается от моего.
2) фантазию.
3) честность - это касается списывания.
На этом вступительную часть лекции прошу
считать оконченной ))).
С этими словами
профессор Леля подошла к доске и написала тему урока:
Значение мифологии для понимания наших корней
- Наш первый урок в этом семестре мы с вами начнем с
повторения простых истин. Однажды перед уроком
я услышала один очень интересный разговор
двух учеников:
«- Зачем мы сюда пришли? Здесь скучно и неинтересно. Лекции невероятно длинные и
скучные, прямо в сон клонит, - произнес один
из учеников и зевнул.
- Точно, и здесь никогда не бывает весело,
- произнес второй. - Мы все время что-то пишем.
И магии здесь никакой нет…»
Профессор посмотрела на учеников и продолжила:
- Несомненно, доля истины в этом диалоге есть.
Но магия есть в каждом уроке. Например, на
уроке Домашней магии вы учитесь обустройству
домашнего жилища, на уроке Изучения магических
предметов вы учитесь искусству обращения
с магическими предметами. А я же попробую
вам показать магию прошлого, увидеть то,
что дано не каждому. Понять и осмыслить
прошлое своего рода, своих корней.
Профессор Леля улыбнулась и начала свое повествование:
- Еще с древнейших времен человек начал
задумываться о том, что же такое мир?
Откуда он появился? Откуда произошли
животные и растения? Как появились
первые люди? Почему солнце, ветер и вода
бывают то добрыми и милостивыми, то злыми
и опасными?! Не умея объяснить, почему
происходит смена времен года, почему
идет дождь или гремит гром, люди стали
полагать, что всем этим кто-то управляет,
что у солнца, воды, земли, грозы есть хозяин …
И всех этих хозяев они представляли в
обличии людей.
*Леля подошла к огромным песочным часам,
внутри которых сверкало что-то ярким светом…
Как только Леля перевернула их, серая дымка
немедленно окутала класс, и профессор
с учениками оказались на берегу реки,
рядом с огромным идолом. Идол был каменный,
высотой примерно около 2 метров. Ученики с
интересом озирались вокруг.*
- Не разбегаться, - произнесла Леля.
– Встаньте полукругом и слушайте
внимательно.
- Как вы думаете, что перед вами? – профессор
указала рукой на идола, стоящего чуть позади.
- Статуя, - послышалось из дальних рядов.
- Идол, - произнес кто-то.
- Верно, вот таких вот идолов славяне
изготовляли, чтобы в нем пребывал
определенный бог или дух.
- А как вы думаете, зачем люди устанавливали
таких идолов?
Одна девочка робко ответила:
- Ну… они,
наверное, хотели получить милость бога,
чтобы он не наказывал их засухой,
дождями и т.п.
- Замечательно, - Леля улыбнулась.
– Действительно. Славяне устанавливали
таких вот идолов в особых, священных местах,
куда они могли прийти с просьбой защитить их
от катастрофы или принести подарок, чтобы
задобрить бога. Все это зависело от того, кому был
посвящен идол.
Как вы, наверное, догадались, на Руси были как
добрые, так и злые боги. Но понятие добра и зла
относительно. Вот скажите, а вы знаете, что
такое жертвоприношение?
- Это когда кому-то дарят подарок, задабривают,
чтобы действия того, кому предназначались
подарки, были добрыми.
- А если мы хотим сделать кому-то приятное,
то что мы делаем? – задала еще один вопрос Леля.
- Тоже приносим подарок.
- Верно, но чем, по вашему мнению,
отличается дарение одного подарка от
другого и почему в одном обряде это называется
жертвоприношением, а в другом - прославлением?
*Не услышав ответа на вопрос, Леля продолжила*
- В Древней Руси у народа существовало
представление о добрых и злых богах. И
тех и других они старались задабривать.
И к тем и к другим они относились с почтением.
Но злым богам они приносили жертву, например,
животных. Этот обряд и назывался
жертвоприношением. Они задабривали
злых богов, так как очень боялись их.
Но были боги, которых люди не боялись,
они их очень любили. Таких богов люди
славили, т.е. тоже приносили подарки,
например, в виде песен. Вот такой обряд
и назывался прославлением.
- Понятно? - спросила Леля.
- Да, - хором ответили ученики.
- Ну раз так, тогда возвращаемся :).
*Серая дымка вновь окутала профессора и
учеников, и они вернулись в класс*
- С возвращением, но продолжим :)
Слыша, как в грозовых тучах сердито ворчит
и грохочет гром, древние люди пугались и
воображали себе могучее божество, которое
свирепствует где-то там, далеко-далеко,
за тучами. Видя, как каждый день солнце
восходит на востоке и садится на западе
- они начинали и его представлять
человекоподобным божеством, разъезжающим
по небу в ослепительно яркой колеснице. Так,
мешая правду и вымысел, они придумывали одну
за другой волшебные истории: о том, как возник
мир, и о том, что его наполняет.
Именно так сложилось большинство устных
преданий о богах, героях и сказочных существах.
Эти предания мы и называем словом мифы. Основу
таких преданий составляют рассказы о сотворении
мира, происхождении и взаимоотношении богов,
возникновении разных природных стихий. Науку
о мифах мы называем мифологией. Сегодня
мифология помогает нам понять, как наши
предки относились к окружающему миру, как
воспринимали его и почему жили в согласии
с природой.
Мифы были у всех народов. Все мифы одного
народа принято называть мифологией. Так,
например, все мифы Древней Греции составляют
греческую мифологию, все мифы древней Индии
составляют индийскую мифологию, а все мифы
славянского народа - славянскую
мифологию и так далее. Мифология была у всех
племен и народов мира: у индейцев и у китайцев,
у славян и у скандинавов, даже у эскимосов и
полинезийцев и еще у десятков и сотен
народностей. В чем-то они были схожи, а в
чем-то отличались. Но самыми главными
мифами у различных народов были мифы о
происхождении мира и о стихиях.
А теперь давайте вернемся с вами к вопросу:
"А для чего необходимо знать мифологию? И что
полезного мы можем узнать из мифов?"
Из мифов мы узнаем, как боги воюют, дружат,
пируют, выручают людей из беды и, наоборот,
насылают в гневе на людей всякие беды и
напасти. Мифы наставляют нас, дают
совет, как следует и как не следует поступать,
они учат нас доброте, отзывчивости и
внимательности. А вот зачем они? Это очень
интересный вопрос. Я бы ответила так: мифы
помогают нам узнать мир наших предков. Их
обычаи и традиции, отношение к богам, а также
отношения между ними. Именно мифы являются
тем неоценимым источником, которого нам
порой не хватает. Именно они помогают нам
приоткрыть завесу тайны, которая скрывает
наше прошлое.
На этом я хотела бы остановиться на сегодня.
На следующем уроке мы с вами обратимся к мифу
о происхождении мира, разберемся в устройстве
мира с точки зрения славянского человека,
поговорим об уровнях славянской мифологии
и проведем небольшую экскурсию по Сварге.
А теперь, чтобы вы не заскучали, предлагаю
вам выполнить небольшое
домашнее задание:
1) «Жил-был старый дед. Был дед глупый,
как пень. Умер он и стал пнём».
Можно ли считать данный текст мифом?
Обоснуйте свое мнение. (3 балла)
2) На уроке мы с вами говорили о
жертвоприношении богам и о
прославлении богов. Приведите
примеры из литературы (русские
сказки, былины, мифы, легенды и т.д.)
кому можно принести подарок
с этой целью. (2 балла)
3) И небольшое задание на фантазию.
Представьте себе, что вы стоите в
центре мира. Что скажут вам глаза,
а что чувства? (5 баллов)
|